Отсутствие ползания у малыша в возрасте, когда этот навык уже должен быть сформирован, может вызывать беспокойство у родителей. Ползание — важный этап в физическом и когнитивном развитии ребёнка. Оно способствует укреплению мышц, координации движений, развитию пространственного восприятия и даже речевых навыков. Если ребёнок не ползает, это может быть как временной задержкой, так и признаком более глубоких нарушений развития.
Однако важно понимать: не все дети ползают классическим образом (на четвереньках). Некоторые пропускают этот этап и переходят сразу к ходьбе, что в ряде случаев считается вариантом нормы. Но если к 10–12 месяцам нет попыток двигаться по-пластунски, ребёнок не переворачивается, не садится самостоятельно или избегает активных движений — это повод для внимательного наблюдения.
Если к 9–10 месяцам ваш ребёнок не проявляет интереса к перемещению, не пытается дотянуться до игрушек, лежащих чуть дальше, не перекатывается с живота на спину и обратно, стоит проконсультироваться с педиатром или детским неврологом. Особенно настораживают следующие признаки:
Эти симптомы могут указывать на задержку моторного развития, церебральный паралич, гипотонию или другие неврологические состояния.
В среднем дети начинают активно двигаться в следующие сроки:
Важно: существуют индивидуальные различия. Девочки часто начинают двигаться раньше мальчиков. Дети, которых много носят на руках или редко кладут на пол, могут позже начать ползать. Однако полное отсутствие двигательной инициативы требует диагностики.
Существует множество причин, почему малыш не ползает. Среди них:
Не всегда отсутствие ползания связано с патологией — но исключить её может только врач.
Если ребёнок не ползает, важно исключить или выявить сопутствующие заболевания, которые могут влиять на физическое развитие.
Не паникуйте, но действуйте:
Чем раньше начата помощь, тем выше шансы на полноценное развитие.
В Реацентре Одинцово мы не пугаем родителей и не спешим с выводами. Мы разговариваем, наблюдаем, подмечаем нюансы. И главное — мы вместе с вами строим маршрут: что делать, чтобы помочь ребёнку начать контактировать, реагировать, общаться.
Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) — она помогает активизировать зоны мозга, отвечающие за внимание, восприятие и реакцию на стимулы.
Подробнее: Микротоковая рефлексотерапия
Нейропсихологические занятия — развивают переключение внимания, ориентацию, взаимодействие.
Консультация невролога — чтобы исключить возможные задержки в развитии.
Сенсорная интеграция — если у ребёнка есть трудности с восприятием звуков, прикосновений, движений.


